На стратегической сессии Минобрнауки обсудили национальный проект «Наука»
Во Владивостоке завершилась двухдневная стратегическая сессия, открытие которой состоялось 18 декабря в Дальневосточном Федеральном университете. Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ и расположенных в регионе деятельности Дальневосточного территориального управления Минобрнауки России, обсудили комплекс вопросов, касающихся нацпроекта «Наука»: инструменты, механизмы, реализация», и региональные инициативы в рамках его реализации.
Открыл сессию заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин, представив цели, задачи и структуру национального проекта «Наука» и входящих в него федеральных проектов. Проект «Научно-производственная кооперация» предполагает создание научно-образовательных центров и центров мирового уровня, в рамках проекта «Передовая исследовательская инфраструктура» предполагается значительное обновление приборной базы ведущих организаций и создание установок класса мегасайенс, федеральный проект «Развитие кадрового потенциала науки» будет способствовать формированию целостной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. По словам Сергея Кузьмина, реализация федеральных проектов требуют нетривиальных решений и подходов – в том числе, от руководителей научных и образовательных организаций.
Дальнейшая проработка темы прошла в формате рабочих групп, модераторами которых выступили представители центрального аппарата Минобрнауки России.
«Такой формат работы себя уже зарекомендовал в других регионах страны, и мы хотим предложить его сегодня, чтобы услышать ваше мнение, понять вашу позицию по вопросам реализации нацпроекта», – отметил Сергей Кузьмин.
Дискуссию по финансовым и организационным механизмам реализации национального проекта «Наука» провел заместитель Министра Сергей Кузьмин. Участники обсудили финансовые механизмы кооперации, возможности для привлечения средств предприятий, государственно-частное партнерство при создании исследовательской и социальной инфраструктуры, вопросы совместного использования имущества лабораторий, НОЦ и НЦМУ.
Тему прорывных проектов, которые позволят России занять лидирующие позиции в мире, установки «мегасайенс» и планируемые направления исследований с их использованием, вопросы взаимодействия с промышленными предприятиями и необходимость системного подхода к внедрению результатов научных исследований в реальную экономику обсуждали в рамках рабочей группы «Научные приоритеты реализации национального проекта».
Блок кадровых вопросов также был вынесен для проработки в тематической группе. Участники поделились мнениями о принципах формирования кадрового резерва, создании условий для непрерывного роста квалификации молодых ученых и обмена передовым опытом, о программах академической мобильности, а также об оптимальных механизмах работы аспирантуры и организации научного труда исследователей.
Предложения, сформулированные рабочими группами, были вынесены на панельную дискуссию, которую 19 декабря провел Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков на площадке Дальневосточного федерального университета.
По итогам стратегической сессии представители научных институтов и вузов округа озвучили свои инициативы. В обсуждении приняли участие ректор ДВФУ Никита Анисимов и губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
Стратегическая сессия прошла в формате рабочих групп по трем направлениям: финансовые и организационные механизмы, научные приоритеты, кадровое обеспечение. Участники первой группы предложили упростить процедуру финансирования научных работ и закупки оборудования, создать площадку для взаимодействия бизнеса и науки, обмена производственными задачами и вариантами их решений, усилить грантовую поддержку, в первую очередь, фундаментальной и «молодой» науки.
«Что касается взаимодействия бизнеса и науки, необходимо, чтобы здесь появилось доверие. Бизнес, который стремится развиваться и внедрять инновации, придет в науку, ориентируясь только на четкий результат. Слово «внедрять» применительно к результатам научной деятельности должно уйти из лексикона ученых. Инициатива должна идти от предприятия, и уже оно будет ставить задачи перед исследователями, только понимая, что получит нужный эффект», – подчеркнул Михаил Котюков.
Создание научно-образовательных центров (НОЦ) участники второй группы назвали одним из главных приоритетов нацпроекта. По мнению академического сообщества, на Дальнем Востоке должен быть создан экспортно-ориентированный НОЦ – с учетом уникального геополитического положения и динамичного развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Совершенно точно, предпосылки и возможности для создания НОЦ мирового уровня на Дальнем Востоке есть, – сообщил Михаил Котюков. – Регион уникален с точки зрения богатства ресурсами и близости к открытому рынку, где востребованы разработки наших ученых. Нужно серьезно проработать программу развития НОЦ с тесной интеграцией науки, образования и реального производственного сектора».
Глава Приморского края Олег Кожемяко подтвердил, что в создании НОЦ мирового уровня заинтересован и регион, который ориентирован на динамичное инновационное развитие. «Наука должна быть ориентирована на решение задач народного хозяйства, и потребность в этом у Приморского края точно есть. Экономическая политика региона предполагает модернизацию существующих производств, и в этом без опоры на науку не обойтись, – сказал Олег Кожемяко. – Очень много задач ставит и бизнес – он готов внедрять новые решения, которые помогут предприятиям двигаться вперед, развиваться и быть более рентабельным».
Участники третьей группы выработали предложения по кадровому усилению научно-исследовательской сферы для реализации нацпроекта. Здесь, по мнению представителей вузов и научных институтов, особенно важно сообща решать задачи по формированию кадрового резерва, повышения квалификации ученых, развития аспирантуры и поддержки молодых исследователей. Прозвучали предложения: обучать студентов через научную деятельность и стажировки в академических институтах, активнее использовать академическую мобильность для обмена исследовательским опытом, создавать центры повышения квалификации ученых и специальные программы подготовки управленцев для науки, повысить социальные гарантии для молодых исследователей.
«Кадровый вопрос пронизывает весь национальный проект «Наука», и только объединив усилия ведущих вузов и институтов Российской академии наук, можно решить эту первостепенную задачу», – подчеркнул Михаил Котюков.
Национальный проект «Наука» разрабатывается по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина. Фактически нацпроект станет основным инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития России, принятой в 2016 году. Министерство науки и высшего образования РФ инициировало серию стратегических сессий по федеральным округам страны, чтобы представители ведущих вузов и научных институтов погрузились в разработку проекта и внесли свои предложения.
Навигация
Предыдущая статья: ← Институт сои принял участие в форуме «Родная земля»
Следующая статья: Грани сотрудничества ВНИИ сои с китайскими учеными расширяются! →
- УЧЕНЫЕ ФНЦ ВНИИ СОИ ВЫСТУПИЛИ НА САХАЛИНЕ
- ФНЦ ВНИИ сои будет проводить научные исследования с ведущими научными центрами селекционных и биотехнологических разработок
- Сотрудники ФНЦ ВНИИ сои на конференции по проблемам и перспективам развития АПК
- Руководитель ФНЦ ВНИИ сои приняла участие во Всероссийском научно-образовательном аграрном форуме
- Рабочий визит делегации Всероссийского НИИ сои в КНР